ГлавнаяВыбор автоТест-драйвы и обзорыSubaruForester

Subaru Forester 2013: Не такой как все

Современные среднегабаритные кроссоверы самых разных марок на диво унифицированы: силовые агрегаты, трансмиссии 4WD, ходовая… Разницы по сути никакой – разве что нюансы дизайна.

За редким исключением: многоцелевой Forester от японской Fuji Heavy Industries с самого начала наособицу. Под капотом плоская «четверка» оппозитной конфигурации, «раздатка» с понижающей передачей, постоянный полный привод…

«Лесник» вошел в возраст: на конвейере уже IV поколение неординарной модели. И между прочим, с 1997 года под знаком «плеяд» выпущено 2 с лишним млн «спорт-хозяйственников» (SUV), которые разошлись по всему миру. Интересно, как российские автомобилисты примут новую модель многоцелевого «субарика»? Прежде ценили.

Анфас новый Forester выглядит серьезно и основательно – как и преждеАнфас новый Forester выглядит серьезно и основательно – как и прежде

Рациональный подход

Насчет внешности новой модели много не скажешь: бесхитростный 2-объемник, приподнятый над ходовой поверхностью. Грузный, основательный, утилитарный – одним словом, Forester. На взгляд, ничем не выдается из ряда среднегабаритных «спорт-хозяйственников», и автомобиль не так просто распознать в транспортном потоке. Впрочем, так ли важна безошибочная узнаваемость? У «лесника» другие достоинства.

Forester XT с мощным турбомотором отличается неслабой динамикойForester XT с мощным турбомотором отличается неслабой динамикой

При довольно-таки коробчатой внешности, у «спорт-хозяйственника» на удивление гладкая аэродинамика: коэффициент сопротивления воздуха – 0,32. Тем не менее, при лобовой площади около 2,6 м2 аэродинамический фактор все равно вылезает за 0,83. А скажем, у нового «мерса» S-класса фактор где-то 0,55. Почувствуйте разницу.

Приподнятая над дорогой посадка не мешает «леснику» в быстрых виражахПриподнятая над дорогой посадка не мешает «леснику» в быстрых виражах

Колесная база нового «переходника» на 25 мм длиннее, чем прежде, – и линия крыши еще выше. Так что внутреннее пространство меньше не стало. Посадка спереди свободная – и во 2-м ряду с комфортом устраиваются трое взрослых. Причем водитель ростом за 180 см вполне удобно располагается сам за собой. Оформление интерьера сдержанно-рациональное и где-то даже скучноватое. Качество отделки салона смешанное: классные на взгляд материалы вызывают разочарование при тактильном контакте. А местами заметны неприкрытые крепежные детали… Не фольксвагеновский уровень, к сожалению.

Зато передняя панель отличается продуманной эргономикой: все под рукой, организовано интуитивно и органично. Многофункциональная «баранка» регулируется по углу наклона и вылету, а сиденье водителя передвигается не только продольно, но и по вертикали. В салоне имеются многочисленные «боксы», лотки и другие отделения для мелочей. Плюс держатели для бутылок в дверных карманах и «подстаканники». Даже при полной посадке по местам емкость багажного отсека – немалые 500 л (VDA). А при складывании делимых спинок задних сидений погрузочное пространство увеличивается до 1550 л. Реальные возможности перевозки разнообразной поклажи.

На российском рынке новый «субарик» представлен в версиях 2.0i, 2.0i-L, 2.0i-S, 2.5i-L, 2.5i-S и 2.0XT (цифровой индекс намекает на литраж двигателя), каждая из которых доступна в нескольких исполнениях – на выбор. Так, 2.0i-L, предлагается в комплектациях VF, BM или KJ. А 2.0i-S можно приобрести в исполнении NM, GM либо GJ – по возрастающей. Информационно-развлекательное и комфортное оснащение на уровне: в «штате» самой скромной комплектации 2.0i 1A числятся радио-стерео 2DIN (плейер CD/MP3) на 4 динамика, «климат-контроль», электростеклоподъемники и все такое. Помимо того, «всепогодный» пакет All-Weather Package, куда входит обогрев передних сидений, подогрев наружных зеркал, антиобледенитель «дворников» и т.п. Весьма кстати.

У «спорт-хозяйственника» Subaru сбалансированные и рациональные пропорцииУ «спорт-хозяйственника» Subaru сбалансированные и рациональные пропорции

А комплектациях подороже появляется классная «музыка» Harman Kardon (8 динамиков), поддержка Bluetooth, навигация с 7-дюймовым монитором, телекамера заднего обзора, обшитая кожей «баранка», 2-зональный «климат-контроль», обивка сидений из натуральной кожи, люк в крыше и даже электросервопривод задней двери. Простоватый, на первый взгляд, «субарик» далеко не так прост.

Forester хорош не только на дорогах с усовершенствованным покрытиемForester хорош не только на дорогах с усовершенствованным покрытием

Техника безопасности нового «лесника» выстроена на фирменной защитной структуре Ring-Shaped Reinforcement Frame, которая применяется во всех современных моделях Subaru. В салоне многочисленные «подушки» (в том числе коленная для водителя) и «шторки» на окна, по всем посадочным местам 3-точечные пояса – спереди с преднатяжителями и ограничителями усилий. Плюс передние подголовники с защитой от наезда сзади и т.п. Forester IV еще не подвергался испытаниям «на удар» по методике EuroNCAP, но год назад «спорт-хозяйственник» прежнего поколения заработал все 5 «звезд». Думается, новая модель не слабее. Не сомневайтесь.

Лесной олень

На североамериканском рынке новая модель FHI представлена в ограниченном спектре исполнений - только с бензиновыми двигателями и цепным вариатором Lineartronic. Тогда как в Европе Forester IV предлагается также и с турбодизелем. Причем, если угодно, с ручной КПП. Надо сказать, европейские автообозреватели оценили нового «лесника» в вариантах силового агрегата, хотя особенно отмечают, конечно же, версию с дизельным «оппозитником». Уникальный EE20 тяговит и эластичен, работает мягко и малошумно – в том числе и «на низах». И 6-ступенчатая ручная КПП под стать 147-сильному турбодизелю: перещелкивается без задоринки – с четкой избирательностью.

Передняя панель отличается продуманной эргономикой: все под рукойПередняя панель отличается продуманной эргономикой: все под рукой

Превосходный силовой агрегат: экономия горючего при вполне приемлемой разгонной динамике автомобиля. А вот у бескомпрессорного FB20 на бензине тяга уже не та, и чтобы поддерживать темп в городском потоке, приходится активно работать «ручкой». Вместе с тем, 150-сильный двигатель превосходно уравновешени охотно крутится в широком интервале оборотов. Правда, топлива «лесник» с FB20 сжигает заметно больше, чем с турбодизелем, тогда как приемистость слабее. Как в паре с ручной КПП, так и с вариатором Lineartronic.

Передние сиденья удобны в дальних поездках, но боковая поддержка корпуса слабоватаПередние сиденья удобны в дальних поездках, но боковая поддержка корпуса слабовата

Особая статья - Forester с 2-литровым турбомотором FA20DIT на бензине. Что называется, доставляет. У «спорт-хозяйственника» с мощным двигателем прорезается яркая разгонная динамика – покруче иного спорт-купе. И даже бесступенчатый Lineartronic (без вариантов в паре с «четверкой» FA20DIT) не смазывает впечатление, хотя при интенсивном ускорении двигатель «зависает», как водится, на одной ноте – в зоне максимального крутящего момента. То есть, если управляющая электроника SI-Drive выставлена в режим Intelligent, тогда как Sport позволяет переключаться по 6 фиксированным передачам - автоматически или принудительно. Ну а спец-режим Sport Sharp (только для Forester XT) – и вовсе по 8 передаточным числам. Впрочем, с «интеллигентной» автоматикой тоже неплохо получается.

Посадка спереди свободная – и во 2-м ряду с комфортом устраиваются трое взрослыхПосадка спереди свободная – и во 2-м ряду с комфортом устраиваются трое взрослых

Американские обозреватели сосредоточились как раз на «заряженном» исполнении Forester XT с турбомотором FA20DIT и вариатором. Тест-автомобиль «обули» во всесезонные покрышки Bridgestone Dueler H/L 400 размером 225/55R18 – так и гоняли по полигону. Прежде всего заезды на «прямике». По испытаниям, Forester разогнался от 0 до 96,5 км/ч (60 миль) за 6,2 сек. Между прочим, на 0,2 сек. быстрее, чем спорт-купе Subaru BRZ с 200-сильным двигателем и ручной 6-ступенчатой КПП (те же обозреватели)… А стандартную дистанцию в 1/4 мили (402 м) с места «переходник» сделал за 14,8 сек., причем в конце мерного отрезка скорость достигла 151,15 км/ч. Резвый лесной олень.

Сначала проступает турбо-«лаг», но «оппозитник» тут же спохватывается и бодро тянет в широком диапазоне оборотов. Лучшее время на четвертьмильной дистанции получено при старте с принудительным переключением, но уже на II передаче вариатор переводится в режим Intelligent. И тогда турбомотор крутится вплоть до «красной зоны» Гармоничный силовой агрегат – с характерным для «оппозитника» своеобразным воркованием (бесплатное приложение).

У «субарика» гибко вариабельное погрузочное пространствоУ «субарика» гибко вариабельное погрузочное пространство

На торможении «лесник» выглядел ничуть не слабее, чем при разгоне: со скорости 96,5 км/ч тест-автомобиль остановился на расстоянии 33,85 м. Превосходный для «спорт-хозяйственника» результат - опять-таки заметно лучше, чем у спорт-купе BRZ (36,6 м). И хотя при интенсивном замедлении «субарик» ощутимо «клюет» носом, траекторию держит как надо. Педаль нежесткая, ход довольно длинный, так что усилие дозируется аккуратно. Нечего возразить - отличные тормоза.

Силовой агрегат «лесника» не такой как у всехСиловой агрегат «лесника» не такой как у всех

Теперь испытания на криволинейных траекториях. Во-первых, 60-метровая «круговая площадка» (skid pad): здесь «субарик» допускал боковое ускорение до 0,79 g. Вполне удовлетворительно, хотя результат слабее, чем у переднеприводного «форда» Escape SE - 0,81 g (те же обозреватели). Впрочем, на «круговой площадке» оба сильно уступают «переходнику» Mini Countryman Cooper S ALL4, который показал здесь все 0,86 g. Крут баварский «переходник» - нет слов.

Даже при полной посадке по местам емкость багажного отсека – немалые 500 л.Даже при полной посадке по местам емкость багажного отсека – немалые 500 л.

Во-вторых «восьмерка MT»: лучший круг новый «субарик» исполнил за 27,8 сек. – заметно быстрее, чем Escape SE (28,3 сек.). Да и понятно: у «форда» 1,6-литровый турбомотор на 175 сил максимальной мощности и 6-скоростной гидромеханический «автомат». Гораздо слабее, чем «оппозитник» FA, а тяга двигателя на «восьмерке MT» – не последнее дело. И опять же того и другого оставил позади Countryman Cooper S All4, который уложился в 27 сек. Нет равных…

В исполнениях побогаче задняя дверь оснащена электросервоприводомВ исполнениях побогаче задняя дверь оснащена электросервоприводом

По впечатлениям от тест-драйва, американские обозреватели отмечают нереализованные возможности «лесника» в скоростном маневрировании. К сожалению, неотключаемая VDC не пускает… Крены в виражах умеренные, руль (с электросервоусилителем) «прозрачный», хотя и слишком легкий. «Пустоват» - не мешало бы догрузить. В скоростном маневрировании автомобиль без всякого драматизма перекладывается слева направо – и обратно. Полноприводный «субарик» вполне предсказуем и послушен водителю в любых условиях - даже на мокрой и скользкой ходовой поверхности. И между прочим, дорожный просвет у «лесника» - все 22 см. Кое-что позволяет.

Управляемость, проходимость – и вместе с тем неплохая плавность хода. Правильный баланс. И американцы, и европейцы подтверждают, что энергоемкая подвеска настроена грамотно и легко поглощает дорожные неровности. Причем, чем сложнее обстановка, тем лучше идет «лесной олень», - такой уж характер у автомобиля.

Посадка за рулем «спорт-хозяйственника» приподнятая – и обзорность лучше, чем в прежнем поколении. Правда, плоские подушки передних сидений слабоваты по части боковой поддержки корпуса, - хотя и удобны в дальних поездках. Салон плотно звукоизолирован, так что вибрации и шум не особенно досаждают водителю и пассажирам. Вместе с тем, утверждать, что новый Subaru «отшлифован» до совершенства, трудно. Узнаваемые фирменные черты, и приверженцы славной марки знают, что именно выбирают. И не ошибаются.

По 5-балльной шкале

В ходе тест-драйва европейские обозреватели выставили новому «леснику» количественные оценки – по стандартным позициям. Расклад такой:

Внешность – 3 балла (из 5 возможных). Коробчатый дизайн вряд ли относится к числу козырей многоцелевого автомобиля. Forester IV силен в других отношениях; «удовлетворительно».

Динамика – 4. Приемистость «переходника» с 2-литровым турбомотором на бензине мало чего оставляет желать. Да и с турбодизелем «лесник» совсем не дохлый; «хорошо».

Держание дороги и управляемость – 4. Приподнятый над дорогой «спорт-хозяйственник» ощутимо кренится в виражах, но тем не менее, предсказуем и послушен в скоростном маневрировании. И хотя руль с электроусилителем слишком легкий, в целом «хорошо».

Комфорт и оснащение – 4. Ход у «лесника» довольно ровный, звукоизоляция салона на уровне, информационно-развлекательное и комфортное оснащение небедное. «Хорошо».

Безопасность и защита – 4. Новый «субарик» еще не подвергался испытаниям «на удар» по методике EuroNCAP, но сомнений в результатах тестирования немного. Техника безопасности современная; пока «хорошо».

Качество и надежность – 3. Класс отделки интерьера неровный
накладывается на характерный для японской марки недостаток внимания к мелочам. И хотя у моделей Subaru достойная репутация по части надежности и долговечности, только «удовлетворительно».

Вместимость и практичность – 4. Forester IV берет на борт пятерых взрослых – вместе с багажом. Причем гибко вариабельное погрузочное пространство позволяет перевозить немалую и разнообразную поклажу. «Хорошо».

Экономика – 3. Новый Forester – не самый дешевый из среднегабаритных «переходников». И расходы по обслуживанию и ремонту полноприводного автомобиля вряд ли малы. Так что, хотя многоцелевой Subaru довольно экономичен по топливу – особенно с турбодизелем, оценка «удовлетворительно».

В плюсе:

- потенциал off-road и всесезонная готовность полноприводного автомобиля;

- более-менее ровный ход;

- «отшлифованные» двигатели и прецизионная ручная КПП.

В минусе:

- слишком легкий руль;

- скучноватое оформление интерьера;

- невыразительная внешность.

Общая оценка – 4 балла (из 5 возможных). Если при выборе автомобиля во главу угла возводится не внешность, а практичность, проходимость и ходовые качества, то новый «лесник» уверенно набирает очки.

Вердикт: рекомендуется. Forester IV – современный многоцелевой автомобиль, практичный и удобный в самых разных обстоятельствах.

Европейские дилеры запрашивают за «лесника» 2.0i Sport с вариатором от 25 тыс. 900 евро, а «заряженный» Executive Plus с 241-сильным двигателем выливается по меньшей мере в 39 тыс. В США цена новой модели отсчитывается от 22 тыс. долл. (исполнение 2.5i), а за 2.0 XT Premium с мощным турбомотором надо отдать как минимум 28 тыс. – без доставки. Между прочим, тест-экземпляр Forester XT обошелся в 36 тыс. 220 долл. – уже с доставкой.

На российском рынке Forester IV в исполнении 2.0i (с «ручкой») начинается от миллиона 148 тыс. руб., с вариатором на 40 тыс. дороже. Тогда как за крутой 2.0XT запрашивают от миллиона 795 тыс. Недешевое удовольствие, но и «субарик» неслабый.

Чисто конкретно. Новый «лесник» создан на той же платформе, что и Impreza IV поколения. Глубокая унификация – по силовым агрегатам, трансмиссии ходовой и кузовным панелям. Разве что несущая структура существенно усилена – в соответствии с профилем автомобиля. В «линейке» двигателей бензиновые «четверки» и турбодизель – все цельноалюминиевые, оппозитной конфигурации. Во-первых, все тот же FB20 рабочим объемом 1995 «кубиков». Со степенью сжатия 10,5 плоский двигатель развивает до 150 л.с. при 6200 мин-1, максимальный крутящий момент - 198 Нм. А устройство «старт-стоп» (кроме американского и российского рынков) дает какую-никакую экономию горючего.

Во-вторых, литражный FB25: при диаметре цилиндров и ходе поршней 94 х 90 мм рабочий объем «оппозитника» равен 2498 миллилитрам. Степень сжатия 10, максимальная мощность - 172 силы при 5800 мин-1, наибольший крутящий момент - 235 Нм. В-третьих, FA20DIT с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха (совсем не то же самое, что FB20). Диаметр цилиндров и ход поршней 86 х 86 мм, рабочий объем – 1998 «кубиков». Двигатель работает с непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания, степень сжатия 10,6. Немало для турбомотора. И мощность тоже ничего себе – до 241 (253 SAE «нетто» в настройке для американского рынка) л.с. при 5600 мин-1, Тогда как крутящий момент достигает 350 Нм. Ощутимая тяга.

А в-четвертых, 16-клапанный турбодизель EE20 рабочим объемом 1998 миллилитров (диаметр цилиндров и ход поршней 86 х 86 мм). Максимальная мощность – 147 сил при 3600 мин-1, наибольший крутящий момент - 350 Нм. Тяговитый и экономичныйдвигатель.

«Оппозитники» стыкуются с 6-ступенчатой ручной КПП или же с «автоматом» Lineartronic TR580 (цепной вариатор Luk, сопряженный с гидротрансформатором). CVT с электроникой SI-Drive работает в бесступенчатом режиме Intelligent или же имитирует – в режиме Sport - 6 фиксированных передач с автоматическим либо принудительным управлением (подрулевые переключатели). Или даже все 8 передач – в режиме Sport Sharp. Между прочим, понижающего редуктора у нового «лесника» уже нет. Взамен принято решение попроще – сильно «укороченная» I передача ручной КПП. Действует.

Как и прежде, Forester IV оснащен трансмиссией Symmetrical AWD – причем в вариантах. Так, в паре с ручной КПП идет постоянный полный привод с межосевым дифференциалом и вискомуфтой. По умолчанию, симметричный дифер делит крутящий момент двигателя по осям поровну - 50/50. А когда возникает угроза пробуксовки передних или задних колес, вискомуфта прихватывает дифференциал, и тяга перераспределяется в нужную сторону. Тогда как CVT Lineartronic комплектуется трансмиссией AWD без центрального дифференциала, так что полный привод не постоянный. Задний мост «переходника» автоматически подключается многодисковой муфтой – под контролем электроники X-mode.

Ходовая как у «импрезы»: спереди стойки McPherson, сзади кинематически совершенная подвеска на двойных поперечных рычагах. Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Покрышки размером от 225/60R17 (на штампованных из стали колесах) до 225/55R18 на ободах из легкого сплава. Рулевой механизм «шестерня-рейка» оснащен электросервоусилителем, «баранка» делает 3,1 оборота от упора до упора. Вентилируемые тормозные диски спереди диаметром 315 мм, сзади 276-миллиметровые. В «штате» ABS и электроника VDC (Vehicle Dynamics Control – динамическое управление автомобилем), которая включает также и «трэкшн-контроль».

В длину новый Forester насчитывает 4595 мм, в ширину – 1795, в высоту (с релингами) – 1735 мм. Колесная база – 2640 мм, колея – 1545/1550 мм. Вес снаряженного «лесника» 2.0i с 6-ступенчатой ручной КПП – от 1470 кг («российское» исполнение), с вариатором - от 1505 кг. А top-версия 2.0 XT CVT Executive Plus с мощным турбомотором FA20DIT и CVT Lineartronic тянет по меньшей мере на 1615 кило. Причем у американских обозревателей снаряженный тест-автомобиль Forester XT с 253-сильным турбомотором и CVT вылился в 1665 кг («развесовка» по осям - 58/42%). Тогда как Forester 2.0 TD Sport с турбодизелем и «ручкой» начинается от 1540 кг. Не сказать, что много для полноприводного «спорт-хозяйственника».

В динамике автомобиля наблюдается широкий разброс – в зависимости от силового агрегата. Так, «лесник» 2.0i с «ручкой» способен разогнаться с места до 100 км/ч за 10,6 сек. Объявленная максимальная скорость - 190 км/ч, а средний расход бензина (EU5) - 8 на 100 км пробега. Forester 2.0 CVT Sport вариатором разгоняется до 100 км/ч медленней – за 11,8 сек., тогда как максимальная скорость повыше – 192 км/ч.

Ну а «заряженный» XT с турбомотором FA20DIT и вариатором набирает «сотню» за спринтерские 7,5 сек., скорость достигает 221 км/ч. При том, что бензина динамичный автомобиль расходует немногим больше – в среднем 8,5 л на 100 км пути. В номинале, тогда как по американскому тест-драйву крутого «лесника» XT в среднем уходило 10,9 л бензина на «сотню» пробега. Forester 2.0 TD Sport с турбодизелем и ручной КПП (европейское исполнение) гораздо экономичней и сжигает в среднем 5,7 л тяжелого топлива на 10 км пути. Разве много для такого автомобиля?

Точка зрения. Forester по-прежнему привлекателен для россиян: серьезный автомобиль для серьезных людей. Правда, тут надо видеть два совсем не одинаковые варианта: во-первых, серьезный «спорт-хозяйственник» с ручной КПП и постоянным полным приводом. «Короткая» I передача и все такое. Так что автомобиль где-то приближается к реальному «вседорожнику». Во-вторых, облегченные версии с CVT Lineartronic - в комплекте с подключаемым задним мостом. Городское и пригородное транспортное средство. А что именно выбрать, каждый решает сам.

21 июня 2013


Обсуждение (1)добавить комментарий

Visor, 19.12.2013, 01:59
Спасибо за толковые объяснения - выбирал себе модель "по ощущениям", не зная технических подробностей. Теперь понял, в чем дело.
0